народного действия

РАЗРУШИТЕЛИ ПАЛЬМИРЫ –РЯДОМ С НАМИ!

РАЗРУШИТЕЛИ ПАЛЬМИРЫ –РЯДОМ С НАМИ!

В двенадцатом номере уважаемой мною газеты «Частная лавочка» под рубрикой «Обыкновенное преступление» был опубликован материал под заголовком «МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА: РАЗГРАБИТЬ И ВЫСЕЛИТЬ!»

Сам факт публикации в городской газете данного материала и Заявления известных российских деятелей культуры в защиту самого крупного и деятельного общественного (не государственного!) музея стал для меня неожиданностью. Ведь сегодня считается правилом хорошего тона соглашаться со всем, что делается в нашей стране с ведома власти или, в крайнем случае, набрать в рот кипяточка и… молчать.

На самом деле рейдерский захват общественного музея Николая Рериха в Москве с изъятием в небытие культурных ценностей – личных архивов и вещей великой семьи Рерихов, полотен выдающихся художников Николая и Святослава Рерихов – это символическое событие! Из имеющегося исторического опыта нетрудно сделать вывод, что по мере всё большего утверждения авторитаризма в государстве, власть не только празднует свою полную безнаказанность в несправедливой организации отношений в обществе, но и не останавливается перед разрушением культурных ценностей и культурного наследия данного общества. Разрушение части музеев, сожжение книг, разгон инакомыслящих и далее – к кострам инквизиции… История всякий раз не оригинальна.

Важно отметить, что общественный музей Н. Рериха в Москве стал результатом усилий сотен тысяч граждан России и русского зарубежья.

Святослав Рерих передал уникальное научное и бесценное художественное наследие своей всемирно известной семьи России – на условиях общественного владения и государственных гарантий.

В качестве государственных гарантий Правительством СССР (а затем Российской Федерации) под размещение общественного музея и архива семьи Рерихов было выделено в Москве заброшенное и полуразрушенное здание – усадьба Лопухиных, расположенная рядом с Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушника (бывшим императорским музеем изящных искусств), вблизи станции метро «Кропоткинская» и храма Христа Спасителя.

Предстояло восстановить частично ушедшее в грунт старинное здание, поднять его домкратами, усилить фундамент, заново стянуть корпус, высушить помещения и сделать внутреннюю отделку.

И все эти работы были произведены без государственного финансирования – на пожертвования граждан и организаций!

Десятки тысяч рублей на эти цели были собраны жителями Новочеркасска, сотни тысяч – жителями городов Ростовской области (не путать с текущим курсом рубля!).

Несколько сводных бригад из Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова поочерёдно работали на очистке здания и при строительно-восстановительных работах. И всё это совершенно бесплатно. Жили где кто мог, питались как-нибудь.

Всё за свой счёт и за счёт пожертвований. Некоторые во время работы ночевали в дешевой гостинице «Уют» на станции Конобеево в 30 минутах езды на электричке от Москвы. Потом нам бронировали и оплачивали дешевые номера в гостиницах предприятия Ростова-на-Дону – АО «Эмпилс», АО «Оксид», ТОО «Подрядчик» и другие.

Oni pomogali sozdavat' muzej N.K. Reriha.

Дядя моей жены – Виктор Изьюров – изготовил для музея точный рельефный макет Гималайских гор с нанесением маршрута беспримерной по масштабам Транс-Гималайской научной экспедиции Николая Рериха. Яркий и профессионально изготовленный макет размещался в центре одного из залов музея.

Чтобы собрать достаточные средства на восстановление усадьбы и создание Музея, группа жителей Ростова-на-Дону и Новочеркасска под руководством Игоря Калайдова организовывали выставки подлинных картин Н.К. Рериха по всему Северному Кавказу и Поволжью. Это была самоотверженная работа, благодаря которой десятки тысяч людей смогли увидеть полотна Николая Рериха, а для создания Музея были собраны ощутимые средства.

Для проведения первой (1995 год) и второй (2002 год) выставок картин Н. Рериха в Новочеркасске помощь в оплате страховки, доставке картин, их охране оказывали Промстройбанк, АО «Гермес» (В. Синюгин), АО «Хлеб» (А. Пожидаев), УВД г. Новочеркасска (А. Венедиктов), Администрация г. Новочеркасска (А.П. Волков и В.Золоторенко), дивизия «Дон» и многие другие.

Выставки посетило более 7500 человек. В 1995 году экскурсоводам приходилось водить группы по 80-90 человек, чтобы все желающие успевали увидеть картины и услышать их историю.

Сам общественный музей Н.К. Рериха до его разграбления в феврале 2017 года московскими чиновниками под прикрытием полиции уникален был тем, что он давал концептуальное восприятие культурных, исторических и мировоззренческих ценностей. Музей был по-современному оборудован и со вкусом оформлен.

Сейчас чиновники передали здание общественного музея и его имущество государственному Музею Востока под обещание открыть когда-нибудь снова музей Н. Рериха. Чтобы понять – каким он будет, достаточно посетить сам государственный Музей Востока на Суворовском бульваре.

Государственный музей представляет из себя склад артефактов и предметов искусства части народов Востока. Никакой передачи духа того или иного исторического периода, мировоззрения, символизма в предметах! Десятки картин Святослава и Николая Рериха, которые удерживает музей, не выставлены на обозрение, портятся в сырых подвалах и запасниках.

В вопросах собственности и личного владения восточная философия придерживается принципа – «владеет тот, кто может улучшить». В данном случае этот принцип фатально нарушен.

Государство, совершив такое глумление над культурой и неимоверными трудами созидательной части общества, перешло Рубикон, за которым ничего хорошего ожидать не приходится.

Ещё не поздно одуматься!

 

Владислав Журавлев.